Молодежный телефон доверия

логотип МТДИстория создания службы МТД
Психологи, работающие в системе образования, столкнулись с проблемой: в сложных жизненных ситуациях дети и подростки всё чаще остаются в одиночестве, не находят понимания и поддержки у сверстников, родителей и педагогов, растёт число случаев, когда подростки не справляются с внутренним напряжением и совершают самоубийства. Из-за возрастных особенностей молодым людям трудно обратиться за помощью непосредственно к психологу. Подростков отталкивает процедура предварительной записи на приём, им трудно признать свою слабость при взрослом, говорить о своих проблемах и секретах в «казённой обстановке». В таких случаях они испытывают большее доверие в ситуации, когда им помогают сверстники.
Такое понимание было основанием для создания в октябре 1995 г. при Ростовском Городском Психологическом Центре учреждений образования службы «Молодёжный Телефон Доверия» (МТД).
МТД оказывает практическую психологическую и социальную помощь молодёжи в кризисных ситуациях. Основная идея службы МТД – «молодежь помогает молодёжи», что подразумевает развитие и включение в практику психологической помощи специально отобранных и подготовленных добровольцев-консультантов (волонтеров), юношей и девушек от 18 до 30 лет, не требующих оплаты за свою работу.
Открытие МТД стало первой попыткой организации в нашем городе систематической (круглосуточной и ежедневной) и отвечающей нормам консультативной этики службы экстренной психологической помощи.

Миссия МТД
- содействие уменьшению числа попыток самоубийства в молодежной среде как следствия переживания сильной душевной боли и одиночества. 
- профилактика кризисов и конфликтов, которые провоцируют рост наркозависимости, агрессии и социального сиротства у подростков в нашем городе.

Основные принципы работы МТД

  • Принцип «равный помогает равному».
  • Молодежная телефонная линия доступна в любое время для любого, желающего обратиться к нам, независимо от возраста, пола, религии или национальности.
  • Все звонящие имеют право быть выслушанными и право на уважение независимо от их верований, убеждений или выбора.
  • Слушание производится волонтерами службы «Молодежный Телефон Доверия» в духе доброжелательности и открытости по отношению к звонящему.
  • Детали всех звонков остаются абсолютно конфиденциальными.
  • Звонящие и слушающие имеют право оставаться анонимными.
  • Консультанты-добровольцы не просят у звонящего никакого вознаграждения.

Цели МТД
- Профилактика ситуаций психологического кризиса среди детей и подростков;
- Профилактика наркозависимости;
- Предотвращение самоубийств;
- Содействие в расширении воспитательного потенциала родителей и педагогов;
- Создание благоприятной почвы для контактов молодёжи с заинтересованными в её развитии лицами и организациями;
- Забота о бесплатной и легко доступной психологической помощи молодёжи;
- Систематическая и непрерывная подготовка консультантов (добровольцев).

Задачи МТД
- Обеспечение каждому обратившемуся за советом и помощью возможности доверительного диалога;
- Помощь абонентам в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
- Расширение у абонентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе;
- Информирование абонентов о деятельности иных служб и организаций в рамках имеющихся сведений;
- Направление абонентов к иным службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно, содействие обращениям населения за помощью к профессиональным психологам (на очное консультирование);
- Разработка и распространение рекламных материалов по информированию населения о деятельности и предоставляемых услугах службы;
- Анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения и доведение результатов до сведения органов и заинтересованных учреждений социальной защиты населения.

В настоящее время виды деятельности МТД включают в себя:
1. Набор добровольцев и их обучение.
2. Непосредственное консультирование по телефону доверия и сопровождающие его виды деятельности (супервизии и тематические семинары).
3. Рекламно-информационная деятельность и сотрудничество со СМИ.
4. Статистическая обработка и анализ текущей деятельности МТД.
5. Развитие сотрудничества с другими специалистами.
6. Акции и специальные мероприятия, направленные на профилактику наркозависимости среди подростков и молодежи.